В Государственном историческом музее сейчас проходит масштабная выставка, посвященная истории городского костюма в России.
Отмена крепостного права в 1861 г. дала мощный импульс к развитию городов, что в свою очередь способствовало изменению городской моды, принадлежавшей теперь не только представителям высших слоёв общества, но и новым горожанам, в том числе из крестьян и купечества.
Стиль на улицах российских городов - смесь западных трендов и азиатской яркости, сдержанный шик и пестрота рукоделия, практичность и блеск - одним словом, сочетание несочетаемого.
На выставке воссозданы характерные образы модных горожанок разных эпох: пышные наряды эры корсетов и кринолинов, эффектные туалеты модниц начала ХХ в., постреволюционные модные образы, номенклатурный блеск 1930-1950-х годов.
Несмотря на то, что большая часть предметов связана с Москвой, в экспозиции нет четкой привязки к конкретному городу - образы героинь можно представить в любом большом городе России.
Выставка представляет собой экскурс в историю российской моды: от Надежды Ламановой до работ современных дизайнеров (Игоря Чапурина, Алёны Ахмадуллиной, бренды Gate 31, Monochrom, 12 Storeez и др.). Платье розовое, Россия, вторая половина 1850-х. Платье розовое с кружевом, И.С. Леонидова, СССР, Москва, 1967-1968.
Выставка построена не хронологически, а тематически: вокзал, деловая улица, салон красоты, витрина, театр, парк. В каждой зоне представлены образы костюмов разных лет, аксессуары, антураж эпохи.
Витрина. Самые модные вещи покупаются и заказываются в самых модных местах с самыми модными витринами. Витрина смотрит на город стильными новинками, которые выбирают горожанки, формируя стиль улиц. Витрины магазинов влияли на распространение моды в городе задолго до интернета и социальных сетей.
Главной модной улицей-витриной Москвы XIX века был, конечно, Кузнецкий Мост с его бесконечными французскими лавками. На рубеже XIX и XX веков все более важную роль в модной торговле начали играть большие магазины и пассажи. В 1893 году на месте ветхих, грязных и беспорядочных торговых галерей у Красной площади открылось новое светлое здание Верхних торговых рядов, которые мы знаем как ГУМ. В 1906 году на Петровке начал работать Фирсановский пассаж (ныне Петровский), а в 1908 году новое большое здание появилось у знаменитого универмага "Мюр и Мерилиз" на Театральной площади.
После революции модная торговля переживала упадок. В Петровском пассаже перестали торговать тканями и нарядами, роскошный "Мюр и Мерилиз" стал советским Мосторгом, а позже получил вывеску "ЦУМ" - Центральный универсальный магазин. Верхние торговые ряды были названы ГУМом - Главным универсальным магазином, только торговли там почти не было. Вплоть до 1953 года в ГУМе располагались различные учреждения, столовые и даже коммунальные квартиры. После 1953 года многое в стране поменялось, в том числе и в торговле, которой теперь понадобилась эталонная и блестящая модная витрина.
Такой идеальной витриной показательной советской торговли стал ГУМ, который был в рекордные сроки отремонтирован и превращен в социалистический потребительский рай, где есть всё. Каждое утро начиналось в ГУМе с огромной очереди у входа, ведь там можно было купить товары, которых нет больше нигде. За сутки через торговые галереи ГУМа проходило до двухсот тысяч человек, сюда приезжали со всего Союза. Самым секретным и вожделенным местом в ГУМе была окруженная легендами "двухсотая секция" - закрытый для простых покупателей отдел, где продавались импортные и дефицитные товары.
Платье нарядное, СССР, Москва, 1957-1962. Принадлежало Людмиле Алексеевне Гвишиани-Косыгиной - историку, дипломату, дочери советского государственного деятеля А.Н. Косыгина. Платье свадебное, Россия, 1870-е. Подвенечное платье было сшито во время семейного траура (скорее всего, по отцу невесты), поэтому вместо белой шелковой ткани была выбрана серебристо-серая.
Ботинки с бисерной вышивкой, Париж? 1880-е. Туфли, СССР, 1935. Викторианские ботинки, конец 19 века.
Викторианские ботинки с передней шнуровкой или пуговицами надевали с любыми нарядами и в любое время дня. Пуговиц было много - могло быть больше 15 штук на одном ботинке, и они были такими мелкими, что для застегивания приходилось пользоваться особым крючком. Такая обувь появилась в конце 1850-х-начале 1860-н гг. в Англии времен правления королевы Виктории. Моду на высокие ботинки связывают с модой на кринолин, благодаря которому юбка на каркасе то и дело приоткрывала ножки случайным взглядам, когда женщина садилась, поднималась по лестнице или выходила из кареты.
Платье из ателье Н.П. Ламановой, Москва, 1902-1905.
Надежда Ламанова - самое значимое имя отечественной моды первой половины XX века. Она была звёздным кутюрье для титулованных клиенток до революции, а после неё практически стала родоначальницей новой советской моды. Она дружила с Полем Пуаре, её запечатлела в стихах Цветаева, а Серов на холсте, её талант ценили Станиславский и Немирович-Данченко, её новаторское видение впечатляло парижских коллег-конкурентов.
Театр. В этом разделе витрины рассказывают не столько об образах для походов в театр, сколько о торжественных, вечерних, нарядных выходов, об особенных событиях, приемов, о светской жизни, которой всегда богаты большие города.
Во второй половине XIX века главными российскими сценами были императорские театры: в Санкт-Петербурге - Мариинский, Александровский, Большой Каменный (в 1886 году был перестроен в Консерваторию), Михайловский, Малый (ныне это БДТ), в Москве - Большой и Малый.
Посещение театра в XIX веке сильно отличалось от того, как в театр ходят сейчас. Целые ложи или отдельные места в ложах можно было выкупить на весь сезон. В театр приходили зачастую не на весь спектакль, а иногда на одно действие, могли и вовсе заскочить на единственную арию. Ложи в императорских театрах Петербурга всегда блистали массивными драгоценностями, однако масштаб драгоценностей подчас был обусловлен не жаждой продемонстрировать богатство, а вынужденной мерой. Вечерний театральный дресс-код для дам в ложах предполагал глубокое декольте, которое не все готовы были демонстрировать, и дамы занавешивались бриллиантами и жемчугом. Впрочем, в партере и тем более на ярусах декольтироваться было совсем не обязательно. В Москве всё было ещё проще: ложи занимались сплошь богатым купечеством, а старая аристократия "брюзжала" в партере.
После революции театральный дресс-код пал окончательно, но теперь уже из уважения к искусству зрители продолжали наряжаться, отправляясь на спектакль. Даже в скромных гардеробах горожанок было припасено красивое платье, чтобы пойти в театр.
В XXI веке театр вновь стал одним из главных пространств для развлечений, светская горожанка конца 2010-х неожиданно для себя стала заядлой театралкой.
Голубое платье супруги дипломата, Западная Европа, 1940-е. Принадлежало В.Н. Ягунковой, супруге дипломата и историка Н.Д. Кузнецова.
Туфли-лодочки серо-серебряные, модный дом Sidonie Larizzi, около 1998. Изготовлены по заказу Валентина Юдашкина к одному из платьев коллекции haute couture "Анна Каренина", показанной на Неделе высокой моды в Париже в 1998 году.
Кейп и брюки, бренд House of Leo, дизайнер Леонид Алексеев, Санкт-Петербург, 2022.
Платье вечернее, бренд Tegin, дизайнер Светлана Тегин, Россия, 2019. Ожерелье из жемчуга, Западная Европа, начало XX века.
Платье табачного цвета, Россия, 1908-1910. Бархатное платье шоколадного оттенка, бренд Akhmadullina, дизайнер Алёна Ахмадуллина, Москва, 2018.
Голубое платье фасона a la grecque, Москва, 1908-1910. Костюм для выхода в театр на открытом воздухе, Россия, 1890-е.
Алёна Ахмадуллина выпустила специальную коллекцию, посвященную фильму "Щелкунчик и 4 королевства". Платье вдохновлено одним из королевств с образами заброшенного цирка. Золотые кисти напоминают толстые шнуры кулис.
Платье "Жар-птица", бренд A la russe, дизайнер Анастасия Романцова, Москва, коллекция осень/зима 2011-2012.
Кутюрное платье Givenchy с жакетом-фигаро, Париж. Платье из искусственной парчи и жакетом с восточными элементами было подарено Государственному историческому музею дизайнером Юбером де Живанши во время его визита в Москву в ноябре 1985 года. Оно было создано в 1960-е годы, когда дизайнер начал экспериментировать с искусственными материалами.
Парк. В пространстве "Парк" представлены 20 ярких неоднозначных образов от 1950-х до сегодняшнего дня, в которых молодые девушки не боялись и не боятся выделяться на улице. Парк в данном случае - метафора свободы в большом городе, пространство самореализации и самовыражения. На танцплощадки в парках эпохи оттепели, несмотря на цензуру и блюстителей морали, проникали и "безыдейная" музыка, и "пошлые" танцы (буги-вуги, твист и рок-н-ролл, например), и красочные образы стиляг, стремившихся вырваться за пределы серой обыденности. Жажда самовыражения была сильнее страха наказаний, которые могли оказаться весьма существенными: кто-то мог легко отделаться отрезанными волосами и порванной одеждой, а для иных - цветные наряды оборачивались сломом карьеры. Экстремальные мини-юбки во второй половине шестидесятых - начале семидесятых выглядели крайне вызывающе.
Именно с парка началась короткая, но яркая "хиптерская оттепель" начала 2010-х, когда ЦПКИО им. Горького превратился в открытый, удобный и стильный Парк Горького, а вслед за ним начала меняться сама идея городского пространства.
Салон красоты. Городской стиль - это не только одежда, обувь и аксессуары, но и прическа, и макияж. Салон красоты - важное место, где формировался образ горожанки.
Вплоть до конца XIX века парикмахерские (цирюльни) в России были очень редки и даже в столичных городах жители стриглись у "бродячих" цирюльников. Респектабельные дамы пользовались услугами французских куафёров.
Представители среднего класса стриглись в банях, а бедняки - прямо на базаре, в трактире или пивной. Цирюльник носил с собой стул, усаживал на него клиента где придется и тут же осуществлял разнообразные процедуры, причем порой не только парикмахерские - например, мог по просьбе клиента срезать бородавку или даже вырвать зуб. Лишь в начале ХХ века появились акты, запрещавшие цирюльникам любыми манипуляции, кроме тех, что связаны с волосами.
В столицах уже в 1900-е цивилизованные парикмахерские практически полностью вытеснили цирюльников, салонов становилось всё больше, сформировалась культура обслуживания. В регионах парикмахерских салонов было крайне мало.
Окончательно работа парикмахерских была налажена, структурирована и регламентирована (правда, теперь без былого сервиса) уже в СССР 1930-х. Парикмахерским следовало располагаться только в закрытых помещениях, иметь отдельный вход и быть изолированными от жилых, промышленных и торговых помещений. Посетителей с заболеваниями кожных покровов не допускали к обслуживанию, не стригли тех, кто приходил в неопрятном, грязном виде и нетрезвом состоянии. Кроме того, не позволялось обслуживать взрослых в специальных детских парикмахерских.
В 1930-е появилась и советская косметология, и косметические кабинеты. Однако при всём этом развитии причёски и макияж не были разнообразными.
В эпоху оттепели девушки начали экспериментировать с волосами. В моду вошла причёска "колдунья" (распущенные волосы, как у Марины Влади в одноименном фильме), а потом - "баббета" (как у героини Брижит Бардо). "Баббеты" и "халлы" росли в объеме и требовали укладочных средств, которых советская промышленность не выпускала. Тогда парикмахеры изобрели самодельный лак для волос - смесь мебельного лака и одеколона в пульверизаторе.
К началу 2020-х индустрия красоты в России достигла невероятного развития. В парикмахерском мире появились свои звёзды, такие как Владимир Сарбашев - изобретатель инновационного метода окрашивания Air Touch, который теперь используют по всему миру.
Деловая улица. Может показаться, что горожанка в России до революции - домашняя жена, которая в юности ждёт "удачной партии", а потом всю жизнь занимается семьёй и нарядами, не имея возможности реализоваться как-то иначе. В отличие от многих стран Европы, Россия во второй половине XIX века была открыта для женской предпринимательской деятельности. Женщины составляли около 13% от купечества в столицах. Российское законодательство никак не ограничивало женщин в торговле: женщины могли брать купеческие свидетельства и служить приказчицами наравне с мужчинами. В 1871 году император Александр II утвердил закон "О допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения". Этот документ официально снимал всякие карьерные ограничения для женщин.
Поэтому неправильно утверждать, что мужчин и женщин в правах уравняла Октябрьская революция. Хотя после революции работающих женщин действительно стало в разы больше, процент домохозяек стремится к минимуму. Впрочем, объяснение этому не правовое освобождение, а нужда и общественное неодобрение домашних "бездельниц".
Образ деловой и деятельной женщины-товарища, выбившейся из "кухонного рабства" в большие люди, активно культивировался советской властью. Героинями массовой культуры нередко становились женщины-комиссары, депутатки, директора заводов, фабрик, школ, руководительницы колхозов и партийные активистки. В эпоху оттепели к ним добавились женщины-учёные, космонавты, исследовательницы. В девяностые вернулся образ успешной предпринимательницы, прошедшей большой путь от челночницы с баулом до солидной бизнес-леди.
Плащ-тренч в поясом, Steilmann, Германия, первая половина 1980-х. Сапоги, СССР, 1980-е.
Пальто с рельефным узором на груди, А.А. Левашова, СССР, 1974. Сапоги, Италия, 1970-е-1980-е.
Пальто бежевое, Югославия, вторая половина 1970-х. Джемпер трикотажный, трикотажная фабрика "Вярпстас", Литва, 1970-е. Туфли, Венгрия, 1970-е.
Каракулевая шуба, СССР, 1959-1962. Сумка, СССР, конец 1950-х-1960-е. Ботинки, СССР, 1960-е.
Панама, сумка для телефона молочного цвета, голубые брюки "Палаццо", плащ-тренч с капюшоном, голубой укороченный жакет. Москва, Laroom, дизайнер Евгения Легкодымова, 2021. Костюм Pierre Cardin, Париж, 1990-е.
Жакет с ромбами, Москва, 1986-1989. Блуза с бантом, Ralph, Западная Европа, конец 1970-х. Юбка, СССР, конец 1970х-х-1980-е.
Комплект "Московские улицы": кардиган и брюки, И.И. Вольфман, СССР, Москва, 1970-1974; блузка, СССР, 1970-1974. Красные пиджак и брюки, чёрная рубашка, House of Leo, дизайнер Леонид Алексеев, Санкт-Петербург, 2022. Плащ, Т.А. Файдель и С.А. Заславская, Москва, 1962. Джемпер, сапоги бежевые, сумка-хобо черная, шёлковая юбка-миди, пальто-пиджак, 12 STOREEZ, Москва, коллекция осень/зима 2022/2023.
Визитное платье, Россия, конец 1870-х. Дневное платье, Западная Европа, 1880-е. Дневной костюм: блузка, Россия, 1900-е, юбка чёрная бархатная, Россия, 1910-е, пряжка поясная, Западная Европа, 1900-е. Дневное платье для беременной женщины, Россия, 1860-е.
Вокзал - ворота в город, именно его видят новые горожане первым. Сейчас город встречает и провожает скорее аэропортом, он за городом, а вокзал - где-то недалеко от центра. После отмены крепостного права, бывшие крестьяне становились жителями городов, поэтому на выставке представлено несколько образов крестьянок.
Вокзал - место встреч и расставаний, начало нового или возвращение домой. На отдельном подиуме пять девушек с цветами, они встречают вернувшихся с войны в 1945 году.
Крестьянка в городе, конец XIX века. Состоятельная промышленница в дороге: шляпа-ток, сапожки, ротонда, платье, перчатки, 1900-е.
Кардиган оверсайз, футболка, джинсы, бренд Monochrome, дизайнер Алиса Боха, Москва, 2021.
Пальто тёмно-синее и платье, бренд Victoria Andreyanova, дизайнер Виктория Андреянова, Москва, коллекция весна/лето 2017.
Интеллигентка в прогулочном костюме (жакет, юбка, блузка, полуботинки), конец 1910-х. Крестьянки на заработках в городе, конец XIX века.
Comentarios