top of page

О выставке придворного костюма (Москва, 2021)

К 150-летию Исторического музея в Москве, которое будет отмечаться в 2022 году, Государственный Эрмитаж из своего собрания представил выставку "Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века".

Экспозиция посвящена церемониальной и повседневной жизни Русского двора, который сочетал в себе западноевропейские и восточные влияния и при этом всегда сохранял национальный колорит.

На выставке представлены около 50 комплектов: парадные и повседневные костюмы, утренние, вечерние и бальные платья, детские и маскарадные костюмы, военные мундиры, которые были изготовлены в самых известных модных ателье Парижа, Лондона, Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы.


Платье придворное парадное фрейлины императрицы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Бархат, атлас, золоченая нить. Конец XIX - начало ХХ века.

Петр I сделал проведение публичного карнавала 1 января в императорской резиденции традиционным. После пожара в 1837 г. в Зимнем дворце перестали устраивать публичные маскарады, но в Большом театре и Дворянском собрании они продолжались, причем на Масленицу - дважды в неделю. В Санкт-Петербурге славились маскарады, проходившие в Аничковом дворце, где проживали члены императорской семьи и собиралась только избранная публика, в великокняжеских дворцах и особняках столичной аристократии. Во второй половине XIX в. большие костюмированные праздники являлись редкостью при высочайшем дворе.

На выставке представлены два платья, которые надевали графиня С.П. Генрикова и княгиня З.Н. Юсупова на роскошном костюмированном празднике с tableaux vivants (живыми картинами), организованном великой княгиней Екатериной Михайловной в Михайловском дворце 10 апреля 1890 года. Все участники бала явились в костюмах, словно сошедших с полотен венецианских художников XVI-XVII веков.


Платье маскарадное графини Софьи Петровны Гендриковой. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой. 1890.

Платье маскарадное княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой. 1890.

Один из разделов выставки посвящен жизни императорской семьи - Александра III и Марии Федоровны, которая была законодательницей мод среди дам высшего света.


Вечернее платье (визитное) императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Чарльза Ворта. Бархат, атлас, кружево, вышивка. 1892-1893.

Вечернее платье (визитное) императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Чарльза Ворта. Бархат, шелк, золочение, вышивка. 1893.

Визитное платье императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой. Крепдешин, атлас, кружево шантальи, шифон. 1888.

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Чарльза Ворта. Бархат, атлас, кружево, вышивка. 1892-1894.

В отдельной выставочной зоне представлены домашняя и утренняя одежда, белье и личные вещи императора и императрицы.


Чайное платье императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом "Maison Laferriere". Шелк, тюлевое кружево, атлас. 1892-1893.

Домашнее платье императрицы Марии Федоровны. Плюш, сукно, шелк, золоченая нить, вышивка. Россия (?), около 1890.

На выставке можно посмотреть более 60 аксессуаров, которые принадлежали российским императорам и императрицам, членам императорской фамилии, представителям аристократических семей, придворным дамам и кавалерам, служителям высочайшего Двора времени последних Романовых.


Туфли императрицы Марии Федоровны:

Платок носовой великой княгини Марии Федоровны. Батист, вышивка. В двух противоположных углах белой гладью - имена Maрiя и Александръ, в двух других белой гладью - даты 1866 сентября 14 (день приезда невесты наследника цесаревича в Россию) и 1866 октября 28 (день их бракосочетания). Даты приведены по старому стилю. Платок поднесен великой княгине Марии Федоровне по случаю ее бракосочетания с великим князем Александром Александровичем. Россия, 1866.

Чулки императрицы Марии Федоровны:

Шляпа императрицы Марии Федоровны. Бархат, шелк, перья страуса. Франция (?), начало 1880-х.

В отличие от Марии Федоровны, обожавшей придворные торжества, военные парады, дипломатические приемы, спектакли, маскарады, танцы, император избегал публичности и всем одеждам предпочитал военную форму. На выставке также представлены костюмы служителей императорского двора: камер-фурьеров, камердинеров, скороходов, придворных арапов.


Костюм парадный придворного арапа: куртка, жилеты, штаны, кушак, штиблеты, шаль, туфли. Санкт-Петербург, фирма "И.П. Лидваль". 1912-1913.

Также на выставке можно посмотреть произведения живописи и графики, архивные документы, образцы оружия, изделия из драгоценных металлов.


Портрет великой княгини Марии Федоровны, 1874. Генрих фон Ангели. Холст, масло. Картина написана осенью 1874 года, в Ливадии, куда был приглашен находившийся тогда в зените славы Генрих фон Ангели. Мария Федоровна подарила этот портрет своему мужу к Рождеству 1875 года, с тех пор живописное произведение не покидало кабинет Александра III в Аничковом дворце. В собрание Эрмитажа оно поступило только в 1932 году.

Портрет императрицы Марии Федоровны, 1894. Франсуа Фламен. Холст, масло.

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, 1894. Франсуа Фламен. Холст, масло.

В последнем зале выставки демонстрируется подвенечное платье великой княгини Александры Федоровны. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. 1894.

Наряд невесты состоял из трех частей — лифа, нижней и верхней юбок. Образ с длинным шлейфом был сшит из серебристо-серой парчи и имел длинные и широкие откидные рукава, декорированные белым пухом марабу, кружевом и вышивкой с лилиями. Несмотря на то, что платье выглядит довольно пышным и воздушным, платье весит почти 10 килограммов. К роскошному серебристому наряду также полагалась золотистая мантия весом 13 килограммов с отделкой горностая.


Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны 14 ноября 1894 года, 1895. Лауриц Регнер Туксен. Холст, масло.

Если вы еще не побывали на выставке, можете успеть это сделать до 16 июля 2021 года.

284 просмотра
bottom of page