Ещё буквально 10 лет тому назад основным источником модных трендов для нас были глянцевые журналы. Глянец охватывает широкие темы, в том числе культуру, светскую хронику, актуальные события, путешествия. Все эти разделы мы можем найти в современных журналах о моде, и также было 100 лет тому назад.
Выставка, которую я посетила в сентябре в столичном Музее русского импрессионизма, посвящена первому российскому глянцевому журналу, выходившему с 1913 по 1917 год, под названием "Столица и усадьба". Издание было создано по образцу зарубежных журналов Town&Country, Tatler и Country Style. Издание было адресовано состоятельной публике: как аристократической, так и стремящейся приблизиться к аристократии.
Опубликованное в первом номере обращение издателя Владимира Крымова гласило: "Красивая жизнь доступна не всем, но она всё-таки существует. Хотелось бы подчеркнуть красивое в настоящем. Эту задачу ставит себе редакция. Всякая политика, партийность, классовая рознь будут абсолютно чужды журналу".
Аудитория "Столицы и усадьбы" быстро росла, несмотря на высокую цену номера. Всё привлекало читателей: цветные иллюстрации, статьи о балах, путешествиях, охотах, драгоценностях, великокняжеских помолвках и свадьбах, великолепных интерьерах и богатых частных коллекциях. Журнал даже выписывала сама императрица Александра Фёдоровна.
Современный человек склонен воспринимать последнее предреволюционное десятилетие как время безукоризненного вкуса, изысканности, чести, образованности и ума, особенно применительно к высшему свету той поры. Кураторская команда выставки ни в коей мере не спорят с этим поэтизированным восприятием прошлого.
Разделы выставки получили названия по постоянным рубрикам журнала: "Столица", "Усадьба в прошлом и настоящем", "О том и о сём", "В зрительном зале", "Туризм", "Художественные выставки", "Петроград во время войны".
Искусство на страницах журнала - атрибут dolce vita, показатель статуса. На экспозиции собраны произведения, которые были либо репродуцированы на страницах журнала, либо подробно описаны критиками в репортажах с выставок.
Comments