top of page

Балет и мода

Невозможно отрицать связь балета и моды: знаменитые дизайнеры моды создавали костюмы для балетов, балерины становились иконами стиля, элементы балетного костюма проникали на подиумы и в повседневную жизнь. Стиль, вдохновлённый одеждой балерин, которую они надевают на репетиции и на выступления, называют балеткором. В последние годы он снова в тренде.

Элементы балетного костюма в моде

Детали стиля балеткора создают романтический и женственный образ. Балеткор встречается в повседневной жизни и на праздничных мероприятиях. Это воздушные  платья и юбки зефирных оттенков, пышные рукава, обувь с ленточками, открытые плечи, рюши, корсеты, боди, гетры, белые колготки, легинсы, кардиганы на запáхе и, конечно, балетки.

Мой балеткор:

Балетки - прямой прообраз пуант. В массовую моду они вошли после фильма «И Бог создал женщину» (Et Dieu… créa la femme, 1956), где в красных балетках Repetto красовалась Брижит Бардо. Она их носила на экране и в жизни, сочетая их с брюками-капри и полосатой тельняшкой. Ещё большую популярность балетки приобрели после фильма «Забавная мордашка» (Funny Face, 1957), где балетки носила миниатюрная Одри Хепберн. Вне экрана она носила балетки Capezio и Salvatore Ferragamo. Сегодня балетки не утратили своей актуальности на модной арене.

Также немалую роль в балетном стиле играет причёска.

Длинные волосы укладываются в тугой пучок, добавляются ленты, короткие волосы украшаются ободком.

Особое внимание модная индустрия уделяет балетным предметам одежды начиная с выхода на экраны фильма «Черный лебедь» (Black Swan, 2010), костюмы для которого создали дизайнеры Rodarte.

Главную роль в фильме сыграла Натали Портман.

Вдохновение балетом можно найти в коллекциях Miu Miu, YSL, Molly Goddard, John Galliano, Simone Rocha, Christian Dior, Christian Louboutin и др.

Туфли Christian Louboutin, 2014. Балетки из круизной коллекции Dior 2024.

Джоди Комер в платье из тюля Molly Goddard в дуэте с грубыми ботинками Balenciaga в сериале «Убивая Еву» (Killing Eve, 2018-2022). Платье Simone Roche из осенней коллекции 2020.

Мария Грация Кьюри для Christian Dior создала вечерние платья в стиле балеткор для Дженнифер Лоуренс и Натали Портман.

Мне посчастливилось увидеть эти платья в 2019 году на выставке о Кристиане Диоре в Музее Виктории и Альберта (Лондон). 

История балетного костюма

История балетного костюма началась в далёком XVII веке при королевских дворах Франции и Италии, когда танцорами балета были исключительно мужчины. В XVIII веке балетные представления перекочевали в театры и на сцене появились женщины. Классический образец балетного костюма впервые был показан публике балериной Марией Тальони в 1832 году во время балета «Сильфида» на сцене Королевской академии музыки и танца в Париже. Она танцевала в приталенном лифе с декольте, юбке из прозрачного тюля длиной до икры и в атласных пуантах, зашнурованных вокруг икры.

На сегодняшний день существует несколько силуэтов балетных пачек: более плоские и в форме колокольчика, прикрывающие линию бедра наполовину.

Эти пачки я сфотографировала в прошлом году на выставке «Звёздные страницы балета» в Калининградском музее изобразительного искусства:

Влияние русского балета на мировую моду

Русский балет сделал себе имя лишь в начале ХХ века во время гастролей «Русских сезонов». Это была новая эпоха развития мировой моды. Дягилев привлек к гастролям лучших из лучших – и не только танцовщиков, хореографов и музыкантов, но и художников по костюмам и декорациям. Парижанки были в восторге от ярких сценических костюмов и готовы были носить что-то похожее в обычной жизни. Например, после премьеры балета «Шехерезада» с костюмами, созданными художником Л. Бакстом, снова на пике моды был тюрбан. Парижские Дома моды создали новые коллекции с восточными мотивами, смелыми сочетаниями цветов, прозрачными муслиновыми тканями. В моду также вошли широкие панталоны с вышивкой и рукава кимоно.

Для балетов «Голубой экспресс» и «Аполлон Мусагет» костюмы создавала Коко Шанель. Её костюмы к балету «Голубой экспресс» были совершенно не похожи на традиционные балетные сценические костюмы. Вместо жёстких пачек или юбок ниже колена она нарядила балерин в подобие трикотажных шорт и топов. Всё вместе это напоминало по форме купальные костюмы того времени, которые давали полную свободу движения.

В 2022 году в Новой Третьяковке я посетила выставку "Дягилев. Генеральная репетиция", которая была посвящена 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева.

На выставке были представлены фотографии, эскизы и костюмы из балетов.

Балетные костюмы прошлого

Часто в фойе театров можно увидеть исторические костюмы, в которых танцевали в этих стенах. Такие платья я видела в Лондонской Королевской Опере:

Эти костюмы блистали на сцене Королевской оперы в Стокгольме:

А эти в Михайловском театре в Санкт-Петербурге:

Балерины – иконы стиля

Балерины ХХ века вдохнули новую жизнь в классический танец на Западе и широко распространили балетоманию. Они превратились в почитаемых гламурных див, часто появлялись на страницах ведущих журналах мод, не только освещая предстоящие выступления, но и в роли моделей.

Анна Павлова была самой знаменитой балериной в мире. Поэтому её стиль приковывал взгляды всех женщин. Благодаря ей в моду вошли шали с кистями, на испанский манер. Она рекламировала духи, кремы, обувь и многое другое. Любовь к моде стоила ей жизни: она простыла в тонком шёлковом платье и от осложнений скончалась.

Айседора Дункан заставила парижских модниц мечтать о туниках в греческом стиле. На сцене она танцевала босиком, отказалась от корсета, сценические наряды были практически прозрачными. Злую шутку с ней сыграл модный шарф: бахрома ее шали стала волочиться по земле рядом с колесом и закрутилась в спицах. Дункан ударилась головой, а натянутый шарф переломил ей позвоночник и порвал сонную артерию.

Галина Уланова предпочитала лаконичный крой и неброские пастельные цвета. Одежду покупала в основном заграницей, куда ездила с гастролями сначала как балерина, потом как педагог. У неё набралась коллекция дамских сумочек, в т.ч. экземпляры от Gucci, бренда которого в советское время многие даже не слышали.

Майя Плисецкая была образцом для миллионов. Однажды Коко Шанель устроила ей индивидуальный показ новой коллекции и подарила ей несколько предметов одежды. Пьер Карден и Ив Сен-Лоран шили для неё сценические костюмы.

В музее-квартире Майи Плисецкой мне удалось увидеть платья к балетам «Анна Каренина» (Пьер Карден) и «Больная роза» (Ив Сен-Лоран).

Также там представлены шляпки Пьера Кардена, которые балерина носила в повседневной жизни.

Дружба Майи и Пьера продлилась 45 лет и пережила СССР. В 1998 году балерина провела в Кремле совместно с модельером представление «Мода и танец». Это был жест благодарности кутюрье за всю длительную и великую работу, которую он делал, не только анонимно, но и совершенно безвозмездно.

Знаменитые модельеры как костюмеры для балета

Помимо уже упомянутых выше дизайнеров, хочу добавить, что невозможно перечислить всех дизайнеров, которые сотрудничали с легендарными театрами, создавая костюмы для балетов. Хочу показать несколько интересных работ.


Мария Грация Кьюри для балета «Бессонная ночь» (Nuit Blanche), 2019.

Игорь Чапурин для балета «Пять» (Cinque) с пачками из тонкой кожи чёрно-коричневого цвета для Большого театра, 2011.

Кристиан Лакруа для балета «Сон в летнюю ночь» для Парижской Оперы, 2017.

Валентино Гаравани для осеннего гала-концерта New York City Ballet, 2012. 

Рикардо Тиши для балета «Болеро» для Парижской Оперы, 2013.




67 просмотров
bottom of page